Автомобильные реле: как устроены, как их выбирать и проверять
Выполнение работ
Электрическое реле – это деталь, которая используется в качестве коммутатора благодаря управляющим сигналам, которые поступают к нему по электрической цепи. Линия, которая подведена к устройству, получила название управляемая; линия, по которой уже поступает на него команда – управляющей.
Применяется в бытовых условиях и всех отраслях промышленности с целью автоматизировать различные операции. Если бытовой или электротехнический прибор вышел из строя, требуется в первую очередь проводить проверку работоспособности переключающего элемента. Но предварительно рекомендуется ознакомиться с разновидностями и принципом работы реле.
Самостоятельная замена радиатора отопителя на Лада Веста и Икс Рей начинается с демонтажа воздуховода, что располагается у ног водителя (отмечен №1). Он фиксируется 2-мя винтами (под №4), которые требуется выкрутить.
Далее нужно демонтировать стойку, что под №2, выкрутив для этого 2 болта и 2 гайки, под номерами 5 и 3, соответственно.
Для соединения радиатора отопителя Весты и Икс Рея с трубками (отводящей и подающей) используется фланцевое соединение через уплотнительное кольцо. А для фиксации соединения предназначена скоба пружинного типа. Чтобы ее демонтировать, требуется оттянуть язычок стопора скобы (отмечен как №3) и сдвинуть ее. Делать это следует одновременно. После этого трубки из патрубков также отсоединяются.
Следующий шаг – демонтаж крышки (указана №2), для чего выкручивается 2 винта (под №1).
В конце остается вынуть радиатор отопителя Весты и Икс Рея (№3) из блока вентиляции.
Сборка осуществляется в обратной последовательности, после чего в систему охлаждения заливается антифриз.
На этом самостоятельная замена радиатора отопителя на Лада Веста и Икс Рей завершена.
Снятие дистанционной втулки КПП
Снять кожух ручки КПП (подцепить плоской отверткой). Снимать ручку КПП не нужно.
- Открутить гайку ключом «на 13»
- Открутить две гайки фиксирующей планки задней передачи, используя ключ «на 10».
- Открутить винт с помощью короткой крестовой насадки.
- Снять ось рычага переключения передач.
На фото показаны: дистанционная втулка рычага переключения передач (источник проблем) и ось рычага.После доработки о которых пойдет речь далее, смазываем детали литолом и осуществляем сборку в обратной последовательности. При закручивании последней гайки «на 13» (пункт 1) нужно учитывать, что чем сильнее Вы ее затяните, тем тяжелее будет ходить ручка КПП.
Виды и характеристики
В зависимости от используемой элементной базы реле-регуляторы делятся на следующие виды:
- Микроконтроллерные или микропроцессорные. Их особенность заключается в заложении во встроенную микросхему рабочего алгоритма. Используются в дорогостоящих автомобилях, например, BMW или Audi.
- Релейные основываются на переключении контактов реле для отсечки и стабилизации показателей электрической сети.
- Интегральные реле нашли широкое применение в автомобилестроении. Принцип работы основывается на твердотельных переключательных деталях или интегральных полупроводниковых.
- Гибридные транзисторно-релейные устройства и просто транзисторные базируются на полупроводниковых элементах. Активно использовались в промышленности до начала 90-х годов.
По исполнению конструкции делятся на следующие виды:
- Внешние реле представляют собой отдельные устройства, которые устанавливают на кузовных конструкциях.
- Встроенные коммутирующие детали являются неотъемлемой составляющей генераторов.
- Совмещенные или гибридные. Их особенность заключается в совмещении с щеточным узлом электрического генератора.
Установка шайбы
Чтобы исключить дребезг металлической втулки КПП достаточно вырезать шайбу с наружним диаметром 27мм, и внутренним 9мм. Установить шайбу следует между самим рычагом коробки передач и кулисой. Пластмасс должен быть мягкий, чтобы при морозе не раскрошился и не дубел.
Признаки неисправности
Перед тем как проверить реле мультиметром, следует ознакомиться с основными признаками того, что деталь вышла из строя.
- Встречаются случаи, когда в результате выведения из строя регулятора напряжения закипает аккумуляторная батарея.
- На приборной панели при включении зажигания не светится контрольная лампочка (однако это может быть симптомом и других видов неисправностей, например, отпал или перегорел контакт).
- Динамические характерные особенности бытового прибора или автомобиля снижаются, особенно это ощущается, когда двигатель набирает высокие обороты.
- После запуска индикатор аккумуляторной батареи не гаснет на приборной панели, что свидетельствует о неисправностях АКБ.
- Индикаторы на приборной панели попросту отключаются, если обороты двигателя при работе превышают 2000 об/мин.
- Яркость фар зависит от количества оборотов двигателя. Убедиться в этом достаточно просто – необходимо в темное время стать напротив стены и включить фары. Яркость свечения будет изменяться в зависимости от того, как сильно жать на газ.
- Регулярно разряжается АКБ.
Эти признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях, но прежде всего рекомендуется проверить именно реле-регулятор.
Замена втулки КПП на фторопластовую
Потребуется помощь токаря, который должен выточить новую втулку из фторопласта по схеме:Кстати, весь необходимый материал должен быть тоже у него. Устанавливаем фторопластовую втулку на рычаг КПП взамен штатной металлической.
Причины отказа реле-регулятора
Чтобы в будущем свести к минимуму вероятность повторных поломок, следует ознакомиться с основными причинами выхода из строя устройства.
- Короткое замыкание на любом из участков электрической цепи, включая межвитковое замыкание обмотки возбуждения.
- Регулятор также может выйти из строя в случае пробоя диодов или поломки выпрямительного моста.
- Неправильное подсоединение или переплюсовка к выводам АКБ.
- Проникновение влаги или большого количества пыли в генератор и/или непосредственно регулятор (такие случаи распространены во время обильных осадков или мойки машины).
- Механическое повреждение рабочего узла.
- Естественный износ, завершение эксплуатационного срока.
- Изначально сомнительное качество приобретаемого товара.
Существует несколько несложных способов прозвонить встроенные и съемные реле.
Подтачивание втулки ручки коробки передач
Чтобы не было дребезга рычага КПП нужно металлическую дистанционную втулку подпилить с каждого края на 2мм. Обильно смазываем литолом и устанавливаем в обратной последовательности.Кстати, избавится от вибраций ручки КПП Приоры можно путем установки короткоходной кулисы.
Причины отказа реле-регулятора
В первую очередь, необходимо подготовить все требуемые инструменты:
- Отвертки;
- Набор головок;
- Вороток;
- Биты Torx и т. д.
Затем требуется сбросить клемму «-» с АКБ, слить антифриз из системы охлаждения, а также демонтировать накладку торпедо.
Проверка реле не отнимет много времени, если правильно выполнить все подготовительные работы.
Прежде чем приступать к диагностике устройства, требуется определить назначение выводов проверяемой детали. Для этого используют прилагаемую документацию к прибору, там содержатся все схемы и особенности работы, характеристики устройства.
Распространены случаи, когда схема работы изображена на самом корпусе реле. Точками изображаются контакты, они соединены катушкой индуктивности, переключающие элементы прямыми линиями с пунктиром. Выводы для подачи питания схематически изображаются в виде прямоугольника.
Если реле встроено в схему, на самой плате требуется визуально осмотреть состояние шины и дорожки питания. Для проверки реле тестером можно воспользоваться как цифровыми, так и аналоговыми приборами. Предварительная подготовка и настройка тестеров не требуется.
Проверка на работоспособность осуществляется в несколько этапов:
- обмотка;
- нормально замкнутое положение;
- нормально разомкнутое состояние.
Далее можно приступать непосредственно к диагностике реле.
Все контакты реле подписаны, обозначения находятся рядом с самими «ножками». Но часто силовые контакты можно найти по желтоватому оттенку, который выделяет их на фоне остальных.
Для проверки реле с 4-мя контактами необходимо подать напряжение 12 В (например, от аккумулятора) на управляющие контакты 85 и 86, а затем замерить сопротивление между силовыми выводами 30 и 87. Замер производим с помощью мультиметра в режиме омметра.
Что еще почитать на нашем сайте?
Для проверки 5-ти контактного реле контакты 30 и 88 должны быть сомкнуты, а при подаче напряжения на управляющие контакты 85 и 86 реле размыкается.
Диагностика обмотки и контактных групп
Обмотка представляет собой катушку индуктивности, на которую по спирали намотана проволока. Ей свойственно определенное сопротивление, которое высчитывается по закону Ома. Величина сопротивления должна колебаться в пределах 10 – 100 Ом.
Диагностика обмотки позволяет выяснить, не нарушена ли ее целостность. Проверка работоспособности проводится в несколько этапов:
- Мультиметр включают в режим прозвонки сопротивлений. На панели приборов этот режим обозначается символом – Ω, диапазон устанавливается в пределах 2 кОм.
- Один измерительный провод подводят к гнезду, а второй в СОМ.
- Щупами проводов касаются выводов реле.
Сопротивление катушки индуктивности удается узнать по отклонению стрелки.
Ненормальные значения напряжения на мультиметре
Если мультиметр показывает пониженное напряжение в АКБ, аккумулятор попросту перестанет принимать заряд. В результате автомобиль может не завестись, индикаторы на приборной панели могут перестать работать, также неприятности могут возникнуть во время движения.
Если напряжение повышено, есть вероятность, что в банке аккумулятора уменьшился уровень электролита, или он попросту выкипел. Также характерным признаком может стать образование на стенках корпуса белого налета. При подзарядке аккумулятор может начать себя вести непредсказуемо.