Вместо вариатора на Lada Vesta установили классический «автомат»
Если важна экономия, то ваш вариант — 1.6 с роботом.
АМТ или CVT? Для потенциального покупателя Весты это не абракадабра, а осмысленный выбор. Для тех, кому подавай только новую машину, вопрос выбора сняли в ноябре 2019 года: в прайс-листе на обновленную Весту комплектаций с роботом АМТ уже не было. Если хочешь автоматическую трансмиссию – только вариатор Jatco.
Пока обновленные седаны и универсалы добрались до дилеров, спрос пошел вниз. Потом коронавирус, два месяца самоизоляции и закрытых дилерских центров. В результате к лету в продаже во всех регионах остались Весты с роботом 2019 года выпуска, которые стоят в автосалонах бок о бок с вариаторными. Что брать?
Бесступенчатая трансмиссия Jatco, которую вазовцы по-прежнему называют автоматом, поменяла характер Весты и поставила крест на дальнейшем использовании на ней робота АМТ. Жалеть не стоит! Даже с учетом выросшей вдвое доплаты за отсутствие педали сцепления. «За рулем» протестировал машину и выяснил, каковы ее расход топлива и дорожный просвет.
Веста вышла на рынок ровно четыре года назад. Для «двухпедальной» версии вазовцы смогли предложить только робот АМТ – тормознутый, нелогичный, с аппетитом пожирающий свое единственное сцепление. Последнее через год усилили, потом внедрили прошивку 2.0, сделавшую коробку шустрее. Но глобально проблему несовременной автоматизированной коробки это не решило.
Чего не хватает Lada Vesta? Результаты опросов на нашем сайте показали, что этой модели не достает классической АКПП. Вариатор и автоматизированная трансмиссия (АМТ или «робот») не совсем то, чего ждут от АВТОВАЗа. Мечту многих владельцев помогли осуществить гаражные умельцы. Они смогли установить на Lada Vesta с двигателем Renault надежную автоматическую коробку передач.
Мы нашли сразу несколько фирм, которые занимаются подобной переделкой автомобиля. За 110-130 тыс. рублей они предлагают заменить вариатор Jatco JF015e на надежный 4х ступенчатый автомат Nissan RE4F03B, аналогичный тому, что ставят на семейство Lada Granta с завода.
Для установки новой трансмиссии мастерам пришло повозится с электрикой. Определить в моторном отсеке, что коробку передач заменили на новую, сможет только квалифицированный специалист. В салоне никаких изменений не выполняется. Селектор переключения передач остается штатным.
На данную доработку часто решаются владельцы, которые работают в такси.
А вы бы заменили вариатор на 4х ступенчатый автомат?
АВТОВАЗ подтвердил выпуск модели с бесступенчатой трансмиссией Jatco.
Модернизированный вариатор, который на АВТОВАЗе называют автоматом, теперь устанавливается и на семейство , включая версии . Напомним, что в июле им начали оснащать Лады во внедорожной версии . Эта же коробка передач устанавливается на некоторые автомобили альянса Renault-Nissan.
Называть этот вариатор автоматической коробкой передач позволяет наличие в ней двухступенчатого редукторного сектора. Как заверяют инженеры АВТОВАЗа, благодаря этому коробка стала легче, тише, энергоэффективнее, а также не боится морозов, пробуксовок и тяжелых нагрузок.
Как и в случае с , в паре с вариатором устанавливается 113-сильный двигатель Renault-Nissan объемом 1,6 литра, который отличается от используемых на французских и японских автомобилях калибровкой, системой выпуска, опорами и приводами колес.
С новыми коробкой и мотором сохранила и массу, и дорожный просвет, который составляет 178 мм у седанов и универсалов и 203 мм у версий Cross. Предприятие уже провело все необходимые испытания новой связки двигатель-коробка, в которых приняли участие 39 автомобилей, проехавшие в общей сложности 1 млн км.
Помимо нового двигателя и коробки Весты получат дополнительный цвет окраски кузова — синий «дайвинг». Стоимость машин с вариатором пока не сообщается. Напомним, что с вариатором на 50 тыс. рублей дороже аналогичной версии с механической коробкой. Устанавливается он в комплектации Classic/Optima. Следовательно, с автоматом будет стоить от 701 900 рублей в кузове седан и комплектации Classic/Start.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
После санкций запада на АВТОВАЗе возобновили выпуск автомобилей LADA. Первая модель Lada Granta начала сходить с конвейера только с механической трансмиссией. Возврат к автоматическим трансмиссиям (АТ) японской фирмы Jatco (АКПП и вариатор), которые ранее устанавливались на LADA, не рассматривается. На заводе начали искать нового поставщика АТ.
Если разрабатывать автомат своими силами, на это уйдет не менее трех-четырех лет. Этот вариант на заводе пока не рассматривают.
Было решено найти среди дружественных стран (Китай, Иран, Индия и другие) нового поставщика для автоматической трансмиссии. Это может быть адаптация европейской гидромеханической коробки передач, локализованной в КНР, либо 8-ступенчатый преселективный “робот” или вариатор. Ищут универсальное решение, чтобы новая автоматическая трансмиссия устанавливалась на разные модели LADA с минимальной адаптацией.
Президент АВТОВАЗа сообщил журналу “За Рулем”, что рестарт производства Lada Vesta планируют на март 2023 года. К этому времени найти новый “автомат” на заводе не успеют.
Глава компании отметил, что возможен выпуск автоматической коробки по лицензии — в России или на территории Таможенного союза, в том числе в кооперации с другими производителями.
Выпуск “автомата” по лицензии сопряжен с поставкой многих компонентов из-за рубежа (например, кольца синхронизаторов, фрикционы, шестеренки, валы, материалы и технологии). Это не проблема АВТОВАЗа — это вопросы к производителям резинотехнических изделий, к металлургии, к нанесению напыления на металлические поверхности, к термообработке. Мы работаем с Минпромторгом над последовательной расшивкой этих проблем, но быстро это не сделать, на это потребуется не меньше полутора лет.
То есть ждать появление новой АТ на LADA стоит не раньше 2024 года?
Обн.30.10.2022: Порталу Дром.ру источник на заводе сообщил, как продвигаются дела по поиску новой автоматической трансмиссии для LADA:
Обн.17.11.2022 (официально): Глава АВТОВАЗа Максим Соколов сообщил, что в 2023 году Vesta не будет оборудоваться автоматической коробкой передач.
Обн.06.12.2022 (официально): В течение 2024 года вернем автоматическую коробку передач. Об этом сообщил президент АВТОВАЗа сайту forbes.
Обн.15.12.2022: Обозреватель автомобильного портала “Дром” Сергей Цыганов рассказал “Российской газете”:
Но насколько мне известно, АвтоВАЗ до сих пор не выбрал окончательного партнера, не говоря уже о том, чтобы он продвинулся в переговорах с ним о финансировании проекта, о поставках и испытаниях этой коробки.
Обн.12.01.2023 (официально): Президент АВТОВАЗа Максим Соколов рассказал о том, когда у автомобилей LADA появится новый вариатор.
К концу года будут завершен испытательный процесс по вариатору от нового партнера. Со следующего года планирует запуск различных модификаций автоматизированной коробки.
цитирует топ-менеджера корреспондент “Российской газеты”.
Новые АТ планируют устанавливать на все модели LADA за исключением внедорожников семейства Niva.
Обн.14.03.2023 (официально): Руководитель проекта Lada Vesta Олег Груненков сообщил в интервью каналу “Энергетик Сергей Николаев”, что автоматическая трансмиссия появится в I квартале 2024 года.
Мы планируем, что в I квартале 2024 года автомобиль выйдет уже с автоматической трансмиссией и с двигателем будет комплектоваться 1.8л.
Обн.29.03.2023: По данным группы “Avtograd news”, с конвейера сошел первый тестовый автомобиль Lada Vesta NG с новым вариатором.
На АВТОВАЗе с первой линии главного конвейера в сопровождении охраны сошёл первый автомобиль VESTA NG с вариатором. Какого производителя агрегат пока неизвестно. По всем устоявшимся канонам должно быть собрано ещë несколько штук для проведения тестов на автополигоне.
пишет группа в социальной сети.
Обн.25.04.2023: АВТОВАЗ собрал еще несколько автомобилей Lada Vesta с китайским вариатором, которые предназначены для тестов и испытаний.
пишет группа Avtograd news в социальной сети.
Обн.26.05.2023 (официально): До конца этого года АВТОВАЗ закончит работы по оснащению Lada Vesta NG мотором 1,8 л и автоматической трансмиссией. Об этом 25 мая корреспонденту «Известий» сообщил директор по продуктам и программам АВТОВАЗа Олег Груненков. По его словам, производство Vesta с «автоматом» начнется в I квартале 2024 года. Груненков уточнил, что под автоматической трансмиссией подразумевается вариатор.
Где АВТОВАЗ ищет нового поставщика АКПП для LADA
В данном материале мы расскажем все, что известно о возобновлении производства Лады Весты NG и Гранты с «автоматом», а именно:
Многих потенциальных покупателей огорчил тот факт, что после возобновления продаж в мае 2023 года, новая Лада Веста NG доступна лишь с механической коробкой передач. И это при том, что стоимость автомобиля в некоторых комплектациях может перешагнуть за рубеж в 1,5 миллиона рублей (подробнее см. материал по ссылке) (и это — еще без учета навязанных дилером допов). Для дореформенной машины автоматические КПП, в свою очередь, предлагались: в начале робот AMT, позже — вариатор Jatco JF015E.
Для Гранты автоматические коробки передач также предлагалась ранее. Покупатель мог выбрать между роботом AMT и гидромеханической четырехступенчатой КПП Jatco F414E — устаревшей, но очень надежной.
Ниже мы расскажем, когда ждать возобновления производства Весты и Гранты с «автоматом», и что это будет за коробка.
Сразу скажем, что ни АМТ, ни вариатора CVT от Jatco как на Ладе Весте NG 2023, так и на Гранте ждать не стоит. Робот АМТ хоть и построен на базе вазовской механической коробки передач, содержит в себе элементы, производимые немецкой компанией ZF. По причине введенных санкций, они более — недоступны. С вариатором Jatco JF015E и 4-ступенчатым автоматом F414E — все также просто. Это — импортируемые из Японии агрегаты, а значит их мы больше не увидим.
Какой автомат будут устанавливать на Ладу Весту NG и Гранту?
Как сообщает сам АвтоВАЗ, автоматическая коробка передач появится на Ладе Весте в 2024 году, т.е. весь 2023 год модель будет доступна лишь с механикой. На начальном этапе отсутствие автомата не должно сказаться на продажах, так как в условиях дефицита бюджетных автомобилей покупатели готовы брать то, что есть. В последующем же автомат на Весте АвтоВАЗу необходим, чтобы не потерять часть потенциальной аудитории. Многие частные покупатели уже сегодня не готовы приобретать автомобиль с механической коробкой, тем более за такую цену. Это же касается и корпоративных клиентов. Например, крупнейший агрегатор такси и каршеринга «Яндекс» заинтересован в покупке крупной партии автомобилей для своих нужд, но, непременно, с автоматом.
Сообщается, что собственную автоматическую КПП АвтоВАЗ разрабатывать не планирует, так как процесс может занять около 4-5 лет. Вместо этого было решено приобретать автоматические коробки в дружественной стране (Китае). На данный момент, практически решено, что Веста NG получит вариатор китайского производства. В дальнейшем производство данной КПП может быть локализовано на территории России. Процесс локализации может занять несколько лет, так как необходимо наладить производство множества компонентов (например, кольца синхронизаторов, фрикционы, шестеренки, валы).
Когда начнут устанавливать новый вариатор на Ладу Гранту и Ларгус?
Первые серийные автомобили с автоматической КПП планируется выпустить в первом квартале 2024 года. Вариатор планируют сочетать с наиболее мощным из доступных АвтоВАЗу двигателей — 1.8 на 122 л.с. (заводской индекс ВАЗ-21179). Об этом сообщил руководитель проекта Lada Vesta Олег Груненков: «Мы планируем, что в I квартале 2024 года автомобиль выйдет уже с автоматической трансмиссией и с двигателем будет комплектоваться 1.8л.«
Очевидно, что благодаря более мощному двигателю, такая Веста с CVT будет иметь лучшую динамику чем дореформенная машина. Напомним, последняя оснащалась двигателем H4M (113 л.с.) производства Renault-Nissan. Разгон до 100 км/ч занимал 12,2 секунды. Лишние 9 л.с. позволят сократить время разгона приблизительно на 0,3-0,5 секунды (до 11,7-11,9 с.).
На данный момент доподлинно известно, что АвтоВАЗ уже собрал несколько подобных предсерийных Вест NG с вариатором. Первую машину выпустили в конце марта 2023 года, еще две — в конце апреля. В настоящий момент данные автомобили проходят испытания на дорогах Тольятти.
Сообщается, что Лада Веста NG станет неединственной моделью от АвтоВАЗа доступной с автоматической коробкой передач. Новый вариатор планируется устанавливать на все модели завода за исключением Нивы. С учетом, того что производство Лада Xray возобновлять не будут, мы можем сделать вывод, что речь идет о Лада Гранта и Лада Ларгус.
Ранее доля продаж Грант с автоматическими коробками была невелика, однако в связи со значительным подорожанием новых автомобилей ситуация может резко измениться. Лада Гранта с вариатором станет единственным автомобилем с автоматической КПП, которую можно будет купить в бюджете чуть более миллиона рублей. При этом неясно, будут ли вариатор адаптировать для двигателя 1.6. Если нет, то это означает также, что Гранта впервые в истории начнет серийно выпускаться с двигателем 1.8 на 122 л.с. (ВАЗ-21179).
Лада Ларгус никогда не предлагалась у нас с автоматической коробкой. Таким образом, покупатели впервые смогут получить данную модель с КПП подобного типа.
О сроках появления Лады Гранты и Largus c вариатором официальной информации пока нет. Ориентировочно это должно произойти во второй половине 2024 года.
Сколько будут стоить Лада Веста и Гранта с китайским вариатором?
На дореформенной Весте доплата за исполнение с вариатором составляла внушительные 85 тысяч рублей. У конкурентов (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и Skoda Rapid) доплата за автоматическую коробку была ниже — 50-60 тысяч рублей. Связано это было с тем, что помимо вариатора такая Lada Vesta получала и двигатель H4M от Renault-Nissan взамен вазовского. С тех пор цены значительно выросли, поэтому стоит рассчитывать на все те же 80-90 тыс рублей прибавки к цене машины с механической коробкой и мотором 1.8. В данном случае, однако, все они пойдут только на вариатор. В случае с Грантой прибавка может быть выше (за счет двигателя 1.8, который на версию с МКП не устанавливается) и составить 100-120 тысяч рублей.
Почему отказались от установки на Весту NG робота с двумя сцеплениями и гидромеханического автомата?
Изначально, в качестве альтернативы вариатору, рассматривалась установку на Ладу Весту NG образца 2023 года робота с двумя сцеплениями и гидромеханического 6-ступентаго автомата (все также китайского производства). Почему же от данных планов отказались, ведь обе данные коробки — более выносливы и лучше подходят для сложных условий эксплуатации (в случае с роботом, только если он оснащен «мокрыми» сцеплениями). Кроме того, вариатор — самая дорогая в ремонте автоматическая коробка. например стоимость капительного ремонта Jatco JF015E, который ранее устанавливался на Весту достигает 200-250 тысяч рублей. По сравнению с этим, ремонт DSG от Volkswagen, которую многие боятся стоит до смешного мало (Замена сцепления — 50-60 тысяч, ремонт мехатроника 30-50 тысяч рублей).
В случае с гидромеханикой называются следующие причины:
В случае с роботом с двумя сцеплениями, основная проблема — цена. Стоимость таких коробок приближается к оной у гидромеханического автомата. При это небольшая вероятность установки подобной коробки на Ладу Весту NG, Гранту и Largus сохраняется, но только если АвтоВАЗ не будет удовлетворен результатами заводских испытаний Весты с вариатором.
Если же АвтоВАЗ остановится на варианте с CVT, то остается надеяться, что выберут более выносливый вариант автомата с гидротрансформатором, который легче переносит пробуксовки, что просто необходимо в наших условиях. На новый Москвич 3, например, устанавливается наиболее простой вариант данной КПП без гидротрансформатора, с обычным механическим сцеплением. Машина с ним — более экономична в городских условиях, но очень плохо переносит любы перегрузки, а пробуксовки для такой КПП — смертельны.
Что интересно, автомобили с роботом АвтоВАЗ будет выпускать в любом случае. Такую коробку устанавливают на новейший кроссовер Лада X-Cross 5, собираемый на бывшем завод Nissan Manufacturing RUS под Санкт-Петербургом. Впрочем, это — всего лишь перелицованный FAW Besturn t77 и от Лады на нем есть только шильдик с Ладьей.
Город и трасса
В городе вариатор однозначно удобнее робота. Переключения мягкие, «затыки» конструктивно невозможны. При активной езде слух водителя оберегает от заунывного воя имитация шести фиксированных передач.
А вот в трассовом режиме 113 «лошадей» не хватает для легких обгонов. Роботизированная Веста 1.8 через наши замеры не проходила – по паспортным данным она уступает вариаторной в разгоне до сотни. Хотя в трассовом режиме 1.8 оказывается чуть шустрее, видимо, сказывается лучшая эластичность мотора. Так что, если вы выбираете автомобиль преимущественно для загородной езды и «на дальняк», порекомендую двигатель 1.8. Ну а вариант на 106 сил, понятное дело, самый тихоходный.
Веста CVT менее шумная, чем «робот». Тише работает двигатель на холостых оборотах, нет воя от вазовской коробки, который за годы выпуска и модернизаций так и не убрали. Интеллигентнее звучит выпускная система. Правда, всё это чувствуется на скорости до 30 км/ч. И, похоже, только для моего привыкшего к разным Вестам уха. По крайней мере, шумомер отличий не заметил. На большей скорости моторы выходят на обороты, при которых разницы между ними уже не слышно. Плюс усиливающийся аэродинамический шум не дает выявить разницу.
Посему при спокойной езде у АМТ и CVT паритет. При ёрзании в пробках толику дискомфорта от вазовской коробки АМТ убирает музыка на минимальной громкости. Но даже если ехать в тишине, к дополнительному шуму быстро привыкаешь, и он почти не досаждает.
Нижняя точка картера вариатора на седане и универсале на 7 мм ниже, чем у робота, на «кроссах» – на 4 мм. Однако металлический лист защиты все равно на одном расстоянии от земли, так что геометрическая проходимость Весты не зависит от типа трансмиссии.
Дорожный просвет (данные производителя), мм
Как купить машину с адекватной АМТ? Вариантов два. Очевидный – выбрать версию 1.8. Альтернативный – ехать за новой прошивкой к неофициалам. Умельцы с ноутбуком за 2000–3000 рублей и 20–30 минут перепрошьют любую Гранту, Весту или Иксрей. Двигатель и год выпуска роли не играют. Сделали это и мы. Причем нам закачали более продвинутый софт, нежели заводской. В нем есть еще и спортивный режим, в котором движок охотнее крутится до верхов, а коробка по ощущениям становится ещё чуточку расторопнее.
С таким характером можно ужиться! Пассажир и вовсе может принять АМТ за классический автомат. Так что такой тюнинг однозначно советую, но с одной оговоркой: если Веста у вас негарантийная или вы не собираетесь ездить к дилеру на свежей машине. При компьютерной диагностике неправильное ПО мигом всплывет. О гарантии на коробку и сцепление можете забыть точно. А то и на двигатель, ведь и его режим работы меняется.
Познакомившись поэтапно со всеми итерациями робота, я не стал бы сейчас покупать Весту 1.6 АМТ из дилерских остатков. Придется терпеть тугодума три года или рискнуть гарантией. А если идти по второму пути, то зачем новая машина? А если присматриваетесь к Весте 1.8, отговаривать не стану. Коробка не идеальная, однако лучшего от робота с одним сцеплением и не добиться.
Индикация режима работы в комбинации приборов отличается в нюансах. Робот всегда показывает текущую ступень. В обычном режиме под литерой А, в ручном – М. У вариаторной Весты в первом случае просто горит буква D. Оно и понятно: пока не начнешь орудовать вручную, передач как таковых не появится.
Цены
В идентичных комплектациях робот требует доплаты относительно «ручки» в 25 000 рублей вне зависимости от мотора – 1.6 или 1.8. Но это автомобили 2019 года выпуска. Вариатор на машинах 2020 года выпуска, если считать разницу с базовым мотором 1.6 с механикой, поднимает цену на 95 тысяч. Немало! Относительно 1,8‑литрового двигателя доплата меньше – 60 тысяч рублей.
АМТ 2. 0 по сравнению с предыдущей версией, мс
Если в приоритете экономия – берите двигатель 1.6 с роботом. Ниже цена, дешевле по налогу и расходам на бензин. Не уживетесь с характером АМТ – можно перепрошить блок управления.
Для максимального комфорта в городе лучше всего подходит Веста 1.6 с вариатором. Заплатив за самый дорогой в линейке вариант, уж не скупитесь менять масло каждые 60 000 км. Экономию на спичках агрегат не потерпит.
Весту 1.8 с роботом можно посоветовать под трассовую эксплуатацию. Перерасход бензина за городом относительно двух других агрегатов минимален. При покупке она обойдется дешевле Весты CVT, хотя чуть больше придется отдать налогами и на заправках.
Больше не ломается
Как ведут себя оба варианта, я знаю не понаслышке. Тестировал вариаторную Весту на Кавказе, поездил на ней и в Москве. А с роботизированной Вестой живу бок о бок уже 4,5 года и накатал больше 90 000 км.
Совместная жизнь с роботом не заладилась сразу. Это водитель к нему должен адаптироваться, а не наоборот! Так что, если присматриваетесь к «автоматизированным» Вестам первых лет выпуска (на вторичном рынке), имейте в виду: нужно быть очень спокойным водителем с железными нервами, чтобы коробка не раздражала.
Спустя примерно полтора года в Тольятти исправили проблему быстрой кончины сцепления. Оно оказалось настолько нежным, что не спасали даже медленные переключения. На моей машине комплекты сцепления проходили по 20 000 и 18 000 км, а у некоторых первые симптомы износа появлялись через 5000–7000 км!
Сейчас на редакционной машине подходит к концу третье, усиленное сцепление. Повезет, если протянет 60 000 км (то есть до 98 000 на одометре). В общем, надо быть готовым к скорому ремонту – и при покупке бэушной Весты оригинальный заводской комплект я бы рассматривал как минус. Тем более, если он старого образца.
Двигатель Renault-Nissan 1.6 (113 л.с.) лишен декоративной крышки. Пусть! На вазовском моторе она закреплена на хлипких, склонных теряться шпеньках. От грязи снаружи и от моторного шума она не защищает – только декорация.
Интересно, что сцепления первой и второй версии по-разному сигнализируют об износе. Старое сцепление начинает отзывается в пробках ударами, а машина в начале движения сотрясается в судорогах. Модернизированное ведет себя интеллигентно, напоминая об износе исключительно мягкими пробуксовками, хорошо заметными по тембру двигателя и показаниям тахометра. Поэтому сейчас буду ездить до упора, а вот прежние комплекты менял превентивно: сил не было терпеть их истерики.
С апреля 2018‑го, спустя два с половиной года после запуска Весты, АВТОВАЗ выпустил для робота модернизированную прошивку. В версии 2.0 добавили ползущий и зимний режимы. В первом машина трогается, когда отпускаешь тормоз, как на классическом автомате. Только процесс происходит очень медленно, и в пробках им пользоваться не очень удобно. А вот на парковках и во дворах, особенно по скользкому покрытию, приходится кстати. В зимнем режиме машина трогается со второй передачи.
А главный плюс модернизации в том, что примерно на треть сократили время смены передач. От обновленного АМТ у меня остались исключительно приятные воспоминания. Едет такая Веста намного шустрее и переключается адекватнее. Особенно обрадовался живому отклику на резкое нажатие на педаль газа.
На первых порах новое программное обеспечение заливали только на Лады с двигателем 1.8. С осени того же года прошивку поменяли Грантам с мотором 1.6, приурочив это к рестайлингу семейства. А вот 1,6‑литровые Весты с роботом обновление так и не получили! Имейте это в виду, если присматриваетесь к поддержанной Ладе – и не только к Весте. Оставшиеся у дилеров 106‑сильные роботизированные машины столь же тугодумны, как экземпляры первых партий.
Динамика и расход топлива (данные производителя для седана)
Робот с одним сцеплением сделан на базе вазовской 5-ступенчатой механической коробки ВАЗ-2181. С оснащением автоматикой и калибровками агрегата тольяттинским инженерам помогали специалисты немецкой фирмы ZF. Робот АМТ сочетается с двумя моторами, тоже отечественными: 1,6‑литровым мощностью 106 л.с. и 1,8‑литровым, выдающим 122 «лошади».
Вариатор JF015E с шестью виртуальными передачами – продукт японской фирмы Jatco. Он хорошо известен в России по кроссоверу Renault Kaptur (ставят только на переднеприводные версии). Везут вариатор в сборе прямиком из Японии и оснащают им также Logan и Sandero Stepway City, а еще некоторые Ниссаны.
Гигантской высоты рычаг вариатора (на фото слева) – наследие альянса Renault-Nissan. Скромными размерами не отличаются селекторы на многих его «бюджетниках» с CVT и автоматом DP0/DP2. Режим ручной смены передач есть у обеих трансмиссий. На вариаторе шесть виртуальных ступеней, на роботе – пять реальных.
Особенность конструкции этого вариатора – наличие двухступенчатого планетарного редуктора, который расширил диапазон передаточных чисел и позволил сделать агрегат компактнее. На Весте вариатор работает cо 113‑сильным хорошо известным мотором 1.6 альянса Renault-Nissan.
Робот рубль бережет
Замена сцепления на АМТ обойдется в 10–20 тысяч рублей. Частота замены – как повезет, но вряд ли узел проживет больше 100 000 км. Масло лучше заменить сразу после покупки на то, которому доверяете и согласно спецификации производителя. Даже матерой вазовской механике это требуется, тем более неизвестно, когда до вас меняли масло и какое заливали в коробку.
Порядок цен применительно к Весте: комплект расходников на большое ТО-90 000 км обошелся мне в 6000 рублей. Посему замену сцепления к «дармовым» операциям никак не отнести.
Доставшийся АВТОВАЗу вариатор немолод. К нему были претензии по части надёжности. Многие агрегаты не выхаживали без ремонта и 100 000 км. Ниссановцы уверяют, что основательно модернизировали трансмиссию и теперь обещают беспроблемные 150 000–200 000 км. Реально? Пока судить рано – самым старым экземплярам едва стукнуло полгода.
Формально вариатор Jatco необслуживаемый. Мы же настоятельно рекомендуем обновлять масло не реже чем в 60 000 км. Оптимальный вариант – частичная замена масла со сменой фильтров грубой и тонкой очистки и снятием поддона. Потребуется 4–5 л масла, цена вопроса 10–12 тысяч рублей.После переборки в сухой агрегат заливают чуть больше 7 литров жидкости. А полная замена потребует около 12 литров – мастера сделают две-три замены подряд, через минимальные пробеги. Это обеспечивает максимальное обновление масла. Итоговый счет в таком случае составит (с заменой фильтров) около 20 тысяч рублей.
Затраты на содержание вариатора примерно те же, что и робота, у которого сцепление в среднем ходит по 60 000 км.
А что по расходу топлива? Иерархия выстраивается четко: кто мощнее, тот и прожорливее. В «пробочном» городе седан с 1.8 АМТ легко добирается до 11 л/100 км. Веста 1.6 CVT берет на литр меньше. Версия 1.6 АМТ, по моим наблюдениям, в принципе не способна выжечь больше 9 л/100 км. Универсал тяжелее, а у Cross-версии вдобавок и колеса большей размерности – они чуть прожорливее.
Если много ездите и расход бензина важен, однозначно рекомендую 106‑сильную машину. При годовом пробеге 20 000 км литр экономии на сотню километров сбережет вашему бюджету 9500 рублей, два литра – 19 000 рублей. Для Весты это стоимость расходников на пару ТО.
На замену выходит.
Шестиступенчатого автомата или преселектива у альянса Renault-Nissan для бюджетников не запасено. Поэтому Ладам выделили готовый силовой агрегат, уже знакомый по другим моделям Renault. Двигатель 1.6 мощностью 113 л.с. локализован в Тольятти и переваривает бензин АИ-92.
Полноценный рестайлинг Весты запланирован на следующий год, и с ним, вангую, машина изменится очень сильно. Но и сейчас одновременно с вариатором Лада внедрила немало новшеств. Все фотографии материала посвящены им. Первое из них – синий металлик «Дайвинг». Другим свежим цветом в палитре стал черный «Маэстро».
Ассистирует ему вариатор Jatco JF015E с шестью виртуальными ступенями и многослойным металлическим ремнем. В нем есть двухступенчатый планетарный редуктор и гидротрансформатор, чего в глазах тольяттинских маркетологов оказалось достаточно для того, чтобы окрестить агрегат автоматом, а новую модификацию – Лада Веста АТ. Но мы все же будем называть трансмиссию CVT, так честнее.
Прежде к вариатору были претензии по части надежности. Говорят, сейчас все беды ликвидированы, и 150-200 тысяч километров трансмиссия выхаживает без проблем. Если так, то отлично.
При установке вариатора на Logan Stepway конструкторам пришлось пожертвовать 20 мм клиренса. На Иксрее Кросс удалось сохранить его фантастические 215 мм. А что на Вестах? Да, нижняя точка картера CVT расположена ниже, чем у механической коробки. Если верить официальным характеристикам, на 7 мм у обычных седана и универсала и на 4 мм у Cross-версий. Но картер двигателя все равно ниже! А потому свои 178 и 203 мм под защитой дорожная и кроссоверная Весты сохранили.
Подстаканники сделали глубже и одинаковыми (раньше левый был вообще чисто символическим). Полулитровая бутылка по-прежнему держится в вырезах неуверенно, а вот картонные стаканчики фастфуда можно ставить смело. От Весты Спорт комплектации Exclusive досталась черная отделка потолка и окружающей его фурнитуры. Смотрится классно! Не спешите называть «колхозом»: такое оформление уже лет 30 является фетишем для поклонников «большой немецкой тройки».
Уволить в запас!
Но главной новостью по итогам теста я бы назвал не ездовые впечатления. Весты с роботом больше не будет! В новых прайс-листах такие версии отсутствуют. То есть реальный выбор клиента между АМТ и CVT возможен только в том случае, если он готов рассмотреть вариант на вторичном рынке. Ну или прямо сейчас выбегает к дилеру в надежде застать автомобиль из складских запасов.
Противотуманные фары играют роль статичной подсветки, включаясь при вращении руля или включении поворотника. Из-за слабых ламп польза от этой фишки невелика.
Доплата за вариатор относительно механики такая же, как и у Иксрея Кросс, – 50 тысяч рублей (за робот просили вдвое меньше). На мой взгляд, адекватно. Да, стало дороже, но вариатор в глазах россиян должен быть всяко лучше робота с подмоченной репутацией. К тому же CVT доступна во всех комплектациях, начиная с базовой. Вилка цен – от 736 900 рублей за оснащенный по минимуму седан до 982 900 за упакованный всеми опциями универсал SW Cross.
Конкуренты дороже как минимум на 80-100 тысяч, так что сложившийся разрыв с иномарками у Весты сохраняется. С помощью вариатора вазовцы рассчитывают довести долю «двухпедальных» машин в структуре продаж с нынешних 9% до как минимум 30%. Вполне реально, ведь у корейских машин на автоматы приходится почти три четверти спроса! Это я к тому, что даже среди покупателей недорогих автомобилей все больше людей охотно доплачивают за комфорт. И Лада Веста стала предлагать его несравнимо больше, чем прежде.
Технические характеристики Лады Весты 1. 6 CVT
* В скобках данные для Лады Весты SW Cross 1.6 CVT (если отличаются)
Ходьба и бег
Для городской езды вариаторный силовой агрегат на фоне робота АМТ идеален. Мягко, экономично, предсказуемо. Удовольствия добавляет и сниженный уровень шума. Вазовская коробка, несмотря на все доработки, подвывает. И выпускная система, которая у 113-сильного двигателя своя, тоже тише. Плюс абсолютное отсутствие вибраций, которым отечественный силовой агрегат похвастать не может.
На трассе усилий мотора уже не хватает. Все-таки 113 «лошадей» — это немного для машины со снаряженной массой 1230-1350 кг в зависимости от версии. Обгоны тихоходов даются Весте CVT на раз. А когда надо ускориться с 90 км/ч, придется тщательно рассчитать маневр. Субъективно динамика на уровне связки 1.6 + АМТ и сильно проигрывает самому шустрому варианту 1.8 + «ручка». Хотя и тут найду плюс: шума от раскрутившегося до предела мотора меньше, чем от его российских собратьев.
От однозначных выводов относительно расхода бензина воздержусь. Вазовцы упирают на экономию 0,1-0,3 л/100 км. Во-первых, немного. Во-вторых, это относительно мотора 1.8 в 122 силы, который на фоне 106-сильного двигателя 1.6 весьма прожорлив. Так что вряд ли реальные цифры поразят в хорошем смысле слова.
Я за рулем Весты SW Cross CVT на тестовом маршруте привез расход в 8,3 л на сотню, согласно маршрутному компьютеру. По опыту редакционной Весты могу сказать, что реальный аппетит на пару-тройку десятых выше. Немало, учитывая равнинные дороги и вальяжный ритм. А официально обещано 7,4 л/100 км в смешанном цикле, хотя мой был ближе к трассовому!
Рычаг вариатора не блещет изяществом. Зато линейка индикации режимов — с подсветкой.