Даже самый заядлый поклонник Lada Vesta вынужден признать: динамика у данной модели так себе. Особенно если речь идет о более тяжелом универсале, да еще в версии Cross с более крупными колесами. Поэтому тема чип-тюнинга среди “вестоводов” пользуется популярностью. Ну а мы, воспользовавшись случаем, пообщались с владельцами автомобилей с моторами 1.6 и 1.8 с российскими прошивками Racing Technology, а также попробовали их в деле!

Делали по логам, потом на стенд

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Начнем с “рыжей” – Vesta SW Cross с двигателем 1.6 и механической коробкой передач. Автомобиль куплен в середине этого года, но успел намотать уже более 17.000 км. Последние 2.000 км из них – уже после чип-тюнинга. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

“Почему вообще появилась идея “прошить” этот автомобиль? Летом, вскоре после покупки Vesta Cross, мы с семьей отправились на ней в небольшую поездку. И тут я поймал себя на мысли, что на хорошо загруженной машине – люди в салоне, вещи в багажнике – я банально не могу в горку обогнать КамАЗ, – рассказывает владелец автомобиля. – Утрирую, конечно, но даже на наших “плоских” белорусских горках уже есть вопросы. Что было бы на кавказских горных дорогах, я вообще не могу представить. В общем, с полностью стандартной заводской прошивкой машина под нагрузкой “не ехала”. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Так появилась идея “прошить” автомобиль, благо в России есть знакомый, который занимается настройкой, калибровкой. Сначала сделали удаленную программу, покатали ее. Затем не один раз ее корректировали: то слишком резко машина реагировала на педаль, невозможно было плавно ехать на ней, то еще что-то. Потом Владимир нашел время, прилетел в Минск и уже поработал на стенде. Не с этой конкретно машиной – он делал седан, но с таким же 1,6-литровым мотором”. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

А вот как этот процесс на своей страничке в соцсети описывает сам Владимир: 

“Подведем итоги поездки в Минск. Удалось “докатать” прошивки для Lada Vesta и XRay с двигателями 1.6, теперь на нашей прошивке – 115,3 л.с. и 162,0 Нм. Прошивка прошла все испытания. До Минска была выкатана и опробована в различных режимах и условиях нашими представителями в Минске и Краснодаре. Хотелось бы отметить моего представителя и коллегу из Краснодара Леонида за тесты, поиск и помощь в устранении проблем различных переходных режимов и общего поведения машины. После всех тестов и откатов на дороге была начата работа на стенде.

Читайте также:  Официальные цвета кузова Лада Веста

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

По приезде на стенд мы имели 111 л.с. на прошивке, которую отлаживали на дороге по логам. Работа на стенде длилась около трех часов, где с ШДК была выкатана смесь до идеала в мощностном режиме, проведена большая работа с углом зажигания, и после 13-15 замеров мы вышли на 115 л.с. и 162 Нм. Но спешить с выводами было рано, мы решили покатать в районе 1000 км. Итог после настройки на стенде 06.10.2021: машина проехала до 09.10.2021 более 1200 км, был сделан повторный замер, где цифры остались неизменными, что говорит о правильной настройке моментной модели и о том, что решение может применяться серийно”.

“Паук” решает?

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Итак, даже с сохранением Евро-5 прошивка позволила поднять мощность до 115,2 л.с., а крутящий момент – до 161,6 Нм. Но “рыжая” Vesta Cross по идее должна быть еще мощнее и быстрее. За счет чего?

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Штатный катколлектор уступил место “пауку” – равнодлинному коллектору 4-2-1, что облегчило “дыхание” мотору. Но жертвой пала экология: теперь, лишившись катализатора, нейтрализатора и одного из кислородных датчиков, вместо Евро-5 автомобиль соответствует требованиям лишь норм Евро-2.  

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

“Все предыдущие “Лады” у меня были с “пауками”, – говорит владелец. – Мне так больше нравится: отдача от машины лучше, как и динамика. Кстати, равнодлинный коллектор на “Весту” ставится не так, как в старых моделях. При “ровных” руках на “девятке” или “Калине” это можно сделать за час, а на “Весте” – в лучшем случаи три часа, потому что надо снимать подрамник. А мне, как назло, пришлось этим заниматься два раза. После первой установки в определенных режимах работы появился хорошо слышимый звон. Коллектор тонкостенный, видимо, возникал резонирующий звук. Поэтому “паук” я снял и обмотал термолентой. Полностью звон не ушел, но стал значительно тише, раза в два точно”.

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Как изменился характер автомобиля? Владелец отмечает, что расход топлива остался на прежнем уровне, зато двигатель стал заводиться лучше и работать веселее: “Мотор теперь заводится с пол-оборота, как на старом добром “Январе 5.1”. С серийной прошивкой двигатель заводится дольше. Динамика? Как по мне, а я люблю держать двигатель в “рабочих” оборотах, машина стала ехать гораздо приятнее. А “рабочие” обороты – это от 3 до 6 тысяч. Если мне надо динамично ехать, я еду 3500-6000 оборотов в минуту. И двигатель не “подвисает”. На заводском на шести тысячах уже отсечка, а здесь он до семи тысяч крутится”.

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Правда, сам владелец признает, что не знает, где здесь заслуга прошивки, а где – “паука”, потому что после замены коллектора была еще одна корректировка программы. И по этой же причине нет точных цифр для данной конфигурации – замеры на диностенде сделать не успели: “У меня есть мысль поставить штатный выхлоп и “поиграть” с настройками. После последней прошивки, а она уже с “пауком” делалась, я не пробовал. Можно поставить штатный выхлоп и поездить с ним”.

Читайте также:  Как снять передние подкрылки на Lada Vesta

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Ну а пока посмотрим, что дает эта конфигурация. На пешеходной скорости автомобиль чуть подергивается, просит чуть добавить оборотов. А первый же разгон дает понять: 1,6-литровый 16-клапанник по-прежнему требует, чтобы его “крутили” для динамичной езды. До 3000 об/мин тяга остается довольно скромной, но затем начинает нарастать – и так до самой красной черты у тахометра, которая начинается с 6000 об/мин. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

По звуку мотор стал более злым, а по характеру – боевым? Можно сказать и так, но на тяжелом универсале с большими 17-дюймовыми колесами он все свои прибавившиеся силы все равно тратит на борьбу с инерцией. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

И по ощущениям едет примерно так же, как более легкий седан на 15-дюймовых колесах (на таком удалось прокатиться несколько дней спустя). Если это действительно так, то неплохо: по заводу седан разгоняется с места до 100 км/ч за 11,2 секунды, “подвышенный” универсал – за 12,6. 

Небо и земля

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Кстати, по паспортным данным те же 11,2 секунды до “сотни” едет и Vesta SW Cross с 1,8-литровым двигателем (122 л.с. и 170 Нм) и “механикой”. Но знаете что? За неделю до этого я получил возможность проехать на тестовой машине в такой конфигурации – и особо динамичной она мне не показалась! Да-да, даже несмотря на более объемный мотор и более короткую (4,2 против 3,9) главную пару в коробке, о более динамичном характере говорить не приходится. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Удивительно, но наличие фазовращателя на впуске никак не сказалось на эластичности двигателя в зоне средних оборотов: такое впечатление, что он сильно “задушен” в угоду экологии и не желает тянуть, пока стрелка тахометра не перевалит за 3000 об/мин. А стоит уронить ее ниже 1500 об/мин, выехать “в натяг” не получится – двигатель начнет биться в конвульсиях, будто у вас не инжектор с заводской прошивкой, а плохо настроенный карбюратор! 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Более свежие “Весты” с 1,8-литровым двигателем получили обновленную прошивку, в которой эти недостатки устранены. Если так, она не помешала бы ранним экземплярам. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Впрочем, перед вами серый автомобиль, купленный летом 2021 года, он уже с “квадратной” рампой нового образца и вроде как новой заводской программой. Но даже этот автомобиль после перепрошивки поехал совсем по-другому! 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

“Мотор стал лучше заводиться. Нет рывков между первой и второй передачами, разгон стал лучше, нет этой задумчивости, когда нажимаешь на педаль, а машина полторы секунды “думает” и только потом начинает ехать. Мотор уже не надо крутить, он едет и так. Даже если не та передача, вместо третьей четвертая, например, она все равно охотно разгоняется. Сразу чувствуется, что машина едет, а не “думает”, – рассказывает владелец этого автомобиля. – Расход даже упал. На трассе больше 7 литров не показывает, это если “нажимать”, а так 6,5. Я таких цифр до этого на заводской прошивке не видел даже!”

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Разница действительно заметна. Во-первых, “перешитый” двигатель совершенно спокойно тянет на малых оборотах и не думает биться в конвульсиях, как вариант с заводской прошивкой. Во-вторых, он действительно готов тянуть уже с 2000 об/мин, как и должен делать мотор с системой изменения фаз газораспределения! На малых скоростях это оборачивается отличной отзывчивостью на “газ”, на больших – просто более уверенным разгоном. Двигатель уже не приходится “крутить”, выжимая из него все соки, – так и тише получается, и экономичнее. 

Читайте также:  Про накладки порогов (обвес) для Лада Веста (обзор, установка и отзывы)

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

На стенде именно этот автомобиль показал 137,2 л.с. и 182,1 Нм (впрочем, и до прошивки на том же стенде машина выдала 136,2 л.с. и 175,5 Нм, что выше заводских значений). И вот уже владельцы при мне обсуждают перспективы установки, скажем, впуска от 145-сильной Vesta Sport. Что-то подсказывает, что через год-другой для 1,8-литрового двигателя появится много интересных технических решений…

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

“Если бы я сейчас машину покупал, то брал бы уже с мотором 1.8, даже не думал бы, несмотря на все эти “страшилки” про масложор. В крайнем случае, если что, есть гарантия”, – замечает владелец “рыжей” машины с 1,6-литровым двигателем.  

“Вот я взял машину летом, и товарищ на работе примерно в то же время. У меня все хорошо, у него мотор масло жрет”, – отвечает владелец серого автомобиля с двигателем 1.8.

Я интересуюсь, не боятся ли они потерять гарантию, если “чип” обнаружится.

“Я заезжал на ТО, там сканер подключали и ничего не заметили”, – говорит владелец серой машины. 

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

“Не “родной” коллектор – это, конечно, повод снять автомобиль с гарантии, – замечает владелец “рыжей”. – Но прошивка сделана таким образом, что дилер не может выяснить, сделан “чип” или нет. Это ведь просто калибровка штатного электронного блока управления двигателем. Вычислить ее просто так не получится. Скорее всего, только если блок снять и на завод отправить. Если проблем по этой части не будет, никто никогда не будет этим заниматься и ничего не узнает”. 

Наш вердикт

Владелец решил проблему с провалом «тяги» в LADA Vesta

Чудес не бывает: не вмешиваясь в “железо”, за счет одной лишь прошивки много из атмосферного мотора не выжмешь. Тем не менее в переходных режимах характер двигателей стал приятнее, особенно это заметно у 1,8-литрового варианта, который на “альтернативной” прошивке гораздо эластичнее в зоне малых и средних оборотов. 1,6-литровый мотор хотя и стал субъективно “веселее”, но все так же предпочитает работать на “верхах”. Что до замены штатного катколлектора на “паук”, то с учетом ухудшения экологических характеристик и акустического комфорта такой вариант оправдан разве что в случае постройки серьезного тюнинг-проекта или спортивного автомобиля, где без подобного коллектора уже никак. А вот для повседневной езды это уже перебор. 

Заводские данные Lada Vesta SW Cross
Двигатель1.6-16v1.8-16v
Рабочий объем, куб.см15961774
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин78(106)/580090(122)/5900
Крутящий момент, Нм при об/мин148/4200170/3700
Коробка передач5М (5АМТ)
Разгон 0-100 км/ч, с12,611,2 (13,3)
Максимальная скорость, км/ч172180 (181)
Средний расход топлива, л7,57,9 (7,7)
Результаты измерений на диностенде
Двигатель1.6-16v1.6-16v (чип)1.8-16v1.8-16v (чип)
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин79,1(107,7)/593184,7(115,2)/6256100,1(136,2)/5901100,8(137,2)/5979
Крутящий момент, Нм при об/мин145,2/4393161,6/4098175,5/4598182,1/4581

Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и владельцев автомобилей
newvesta.ru

Более 81 000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.