Дополнительный резистор электродвигателя отопителя

Неработающий вентилятор отопителя даже в теплое время года может доставить много неприятных моментов. Например, во время дождя стекла потеют при отсутствии обдува. Одна из причин поломки — неисправный резистор печки ВАЗ 2114. В большинстве случаев найти и устранить проблему можно самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов автосервиса.
Как проверить и заменить дополнительный резистор отопителя
Дополнительный резистор предназначен для регулировки скорости печки. Иными словами, они создают дополнительное сопротивление, тем самым уменьшая напряжение. В ВАЗ 2114 и других семействах SAMAR дополнительный резистор имеет 2 спирали сопротивлением 0,23 и 0,82 Ом, т.е. он имеет два режима работы.
Принцип работы добавочного резистора
Когда мы включаем вентилятор отопителя на 1-ю скорость, ток от включателя к вентилятору идёт через дополнительный резистор через две спирали, когда включаем на 2-ю скорость – ток идёт через спираль сопротивлением 0,23 Ом. Когда мы включаем печку на третью скорость, ток идёт напрямую от включателя к моторчику вентилятора.
Где находится дополнительный резистор?
Дополнительный резистор находится над педалью газа. Для доступа к нему, ничего отворачивать и снимать не нужно.
Как отремонтировать дополнительный резистор?
Вообще, резистор очень редко выходит из строя. Чаще всего, основной причиной выхода из строя является обгорание контактов. В данном случае нужно вытащить резистор, зачистить его, заменить контакты на «мамке». Колодка на 3 наконечника так же может выйти из строя, точнее расплавиться. Но они так же продаются в магазине и их можно заменить. В иных случаях дополнительный резистор ремонту не поддаётся.
Как заменить дополнительный резистор электродвигателя отопителя?
Не работает печка ВАЗ, что делать?
Функции резистора печки ВАЗ 2114
Электровентилятор печки имеет 3 режима работы с разной скоростью вращения. На максимальной скорости двигатель питается непосредственно от бортовой сети, а на двух пониженных скоростях — через цепи резистора сопротивлением 0,83 и 0,2 Ома. Благодаря резистору напряжение на обмотке двигателя уменьшается, тем самым снижаются его обороты.
Признаки неисправности резистора печки ВАЗ 2114
Главный признак поломки дополнительного — работа вентилятора только на максимальном режиме. В этом случае ток идет напрямую от переключателя к двигателю, минуя дополнительный резистор. Кроме поломки (перегорания) самого резистора, такие симптомы могут быть вызваны неисправностью переключателя или плохим контактом на клеммах резистора. Чтобы проверить исправность детали и устранить проблему, необходимо знать где находится резистор печки ВАЗ 2114.
Расположение резистора печки ВАЗ 2114
В отличие от большей части деталей электрооборудования, резистор печки находится в легкодоступном месте — под торпедо непосредственно над педалью газа. Для доступа к нему нет необходимости снимать или разбирать элементы обшивки салона. Теперь, когда мы выяснили где стоит резистор печки на ВАЗ 2114, разберемся как можно его заменить.
Замена резистора печки ВАЗ 2114
Для проведения работ необходима только отвертка и мультиметр (последний — для проверки работоспособности детали). Перед началом работы необходимо отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, чтобы избежать короткого замыкания. Для демонтажа детали необходимо выполнить такие действия:
Прежде чем заменить резистор новым, необходимо проверить состояние контактов и при необходимости зачистить их, сняв окислы. После этого необходимо проверить цепи резистора на обрыв, используя мультиметр. Сопротивление добавочных элементов должно быть приблизительно 0,8 и 0,2 Ома. Резистор не предназначен для ремонта, поэтому в случае обрыва цепи одного или двух добавочных сопротивлений, его нужно заменить новым. Установка производится так:
Когда резистор печки установлен, остается только подключить клемму к аккумулятору и проверить работу вентилятора отопителя.
Устройство относится к области автомобильной электротехники, в частности к устройствам регулирования скорости вращения электродвигателя вентилятора отопителя салона автомобиля. Резистор содержит электроизоляционное основание с контактами для подключения внешних цепей; керамический корпус с осевым отверстием, полостью с биметаллическим предохранителем и заделанным в него резистивным элементом в виде нихромовой спирали, с токоподводами, два из которых частично выходят в закрытую крышкой полость керамического корпуса. К токоподводам присоединен биметаллический предохранитель либо посредством отогнутых утоненных концов токоподводов, либо посредством коротких металлических штифтов. Техническим результатом является обеспечение защиты цепей питания электродвигателя от перегрузки по току и перегрева резистивного элемента из-за неисправности вентиляторной части отопителя, технологически, надежности и самовосстанавливаемости. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области автомобильной электротехники, в частности к устройствам регулирования скорости вращения двигателя отопителя салона автомобиля, и может найти применение при проектировании и реализации подобных устройств.
Предлагаемое устройство отличается тем, что два заделанных в керамическом корпусе токоподвода частично выходят в закрытую крышкой полость, в которой размещен присоединенный к ним биметаллический предохранитель; биметаллический предохранитель присоединен посредством либо отогнутых утоненных концов токоподводов, либо посредством присоединенных к токоподводам металлических штифтов.
На фиг.1 представлено предлагаемое устройство; на фиг.2 и 3 — варианты присоединения биметаллического предохранителя. Устройство содержит (см. фиг.1) электроизоляционное, например пластмассовое, основание 1 с контактами 2 для подключения внешних электрических цепей; керамический корпус 3 с осевым отверстием 4, полостью 5 и с заделанным в него резистивным элементом 6, например, в виде нихромовой спирали с токоподводами 7- 10; в полость 5 частично выходят два из заделанных в керамический корпус токоподводов, например 7 и 8, к которым присоединен биметаллический предохранитель 11. Присоединение выводов биметаллического предохранителя 11 к токоподводам 7 и 8 может быть выполнено либо (см. фиг.2) посредством отогнутых утоненных концов указанных токоподводов, например пайкой, либо (см. фиг.3) посредством коротких металлических штифтов 12 и 13, которые одним концом присоединяются, например, сваркой к токоподводам 7 и 8, а вторым — к соответствующим выводам биметаллического предохранителя 11, например, пайкой. Полость 5 закрыта крышкой 14, присоединяемой к корпусу, например, клеевым составом. Соединение основания 1 и контактов 2 может быть выполнено либо в виде заделывания контактов 2 в материал основания 1 при его изготовлении методом литья, либо механическими элементами крепления, например заклепками. Присоединение контактов 2 и токоотводов 7-10 может быть осуществлено любым известным способом, обеспечивающим малое переходное сопротивление, например контактной сваркой либо пайкой высокотемпературным припоем. Соединение выводов нихромовой спирали резистивного элемента 6 и токоподводов 8, 9 и 10 осуществляется сваркой. Заделка резистивного элемента 6 и токоподводов 7-10 в керамический корпус возможна как с помощью известных цементообразных замазок и цементов, так и путем заливки керамическим шликером при формировании корпуса устройства с последующим совместным спеканием. Биметаллический предохранитель 11 может быть известной конструкции, например на основе хлопающей мембраны, с нормально замкнутыми контактами.
Работает предлагаемое устройство следующим образом. Устройство располагается в отопителе салона автомобиля в зоне, обдуваемой воздушным потоком вентилятора отопителя. В исходном состоянии биметаллический предохранитель 11 замкнут, и резистивный элемент 6 включен в цепь питания электродвигателя вентилятора отопителя (условно не показан) последовательно полностью либо частично — через отвод (в зависимости от требуемой скорости вращения вентилятора). При включении напряжения питания от бортовой сети автомобиля (условно не показано) ток протекает через биметаллический предохранитель 11 и спираль резистивного элемента 6 предлагаемого устройства. Из-за протекающего тока, который в нормальном, рабочем режиме может составлять 5. 9 А, резистивный элемент 6 нагревается и передает свое тепло корпусу 1 устройства, который выполняет роль теплоотвода — обдувающий его воздух обтекает как наружную поверхность, так и внутреннюю. За счет постоянного обдува температура корпуса 1 предлагаемого устройства не превышает температуру срабатывания биметаллического предохранителя 11, поэтому отключения питания электродвигателя вентилятора не происходит. При аварийном увеличении тока, например из-за неисправности электродвигателя (замыкании его цепей питания), а также при прекращении обдува из-за проскальзывания крыльчатки вентилятора на валу электродвигателя происходит увеличение температуры корпуса 1 устройства. В некоторый момент времени температура корпуса 1 достигнет и превысит температуру срабатывания биметаллического предохранителя 11 (что соответствует значению температуры в 145. 165
С), последний сработает и разомкнет цепь питания электродвигателя. По прошествии некоторого времени, необходимого для передачи тепла от устройства в окружающую среду, корпус 1 устройства остынет, и биметаллический предохранитель 11 возвратится в исходное состояние, т.е. замкнет свои контакты и восстанавит цепь питания электродвигателя. Если неисправность к этому моменту не будет устранена, то процесс включения с последующим выключением предохранителя 11 продолжится вновь и будет продолжаться периодически с некоторой частотой. После устранения неисправности пердлагаемое устройство работает в нормальном рабочем режиме. Параметры срабатывания биметаллического предохранителя 11 могут быть выбраны такими, что он срабатывает также и при резком увеличении тока двигателя.
Предлагаемое устройство наиболее полно обеспечивает отбор тепла от резистивного элемента и контроль температуры тела спирали резистивного элемента из-за того, что корпус полностью охватывает тело проводника спирали; осуществляет защиту как по току цепи питания электродвигателя, так и по температуре нагрева резистивного элемента в случае возникновения неисправности в вентиляторной части отопителя.
1. Автомобили ГАЗ 33021 “Газель”. Руководство по ремонту. Атласы автомобилей. — М.: 1999, с.237.
2. Автомобили семейства “ОКА”. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. За рулем. — М.: 1999, с.131.
1. Дополнительный резистор двигателя отопителя, содержащий электроизоляционное основание с контактами для подключения, керамический корпус со встроенным резистивным элементом с токоподводами, отличающийся тем, что два из заделанных в керамическом корпусе токоподводов частично выходят в закрытую крышкой полость, в которой размещен присоединенный к ним биметаллический предохранитель.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что биметаллический предохранитель присоединен посредством отогнутых утоненных концов токоподводов.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что биметаллический предохранитель присоединен к токоподводам посредством металлических штифтов.
Для того, чтобы у вас была возможность регулировать скорость работы отопителя, был установлен дополнительный резистор. В автомобилях семейства SAMARA у резистора имеются 2 спирали с сопротивлением 0,23 и 0,82 Ом.
Как работает дополнительный резистор.
При включении печки на первую скорость, ток идет через 2 спирали. Когда мы включаем вторую скорость — ток идет через спираль с сопротивлением 0,23ом. При включении третьей скорости ток идет мимо резистора.
Как найти дополнительный резистор.
Для того, чтобы найти дополнительный резистор нужно посмотреть над педалью газа. Доступ к нему свободный.
Ремонт дополнительного резистора.
Обычно резистор не требует ремонта. В большинстве случаев он выходит из строя вследствие обгорания контактов. В этом случае нужно всего лишь зачистить контакты. Также бывает, что оплавляется колодка. Колодки можно легко купить в любом магазине.
Замена дополнительного резистора.
https://youtube.com/watch?v=aiU_L_6w_m4%3Ffeature%3Doembed
Схема подключения вентилятора отопителя ВАЗ 2114
Электродвигатель вентилятора питается от бортовой сети автомобиля. В электросхему подключения вентилятора входят три элемента:
Плохой контакт в цепи или поломка любой из этих деталей приводят к тому, что вентилятор перестает включаться и в салоне отсутствует обдув воздуха.