Официальный Форум любителей LADA Kalina и новой Лада Калина 2

ТИИР
ТИИР – разработчик и производитель фрикционных изделий (колодок дисковых тормозов, накладок барабанных тормозов и накладок сцепления для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов отечественного и зарубежного производства) тормозных колодок и накладок для рельсового транспорта, промышленного оборудования и др.
В АО «ТИИР» система менеджмента качества сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2015 и IATF 16949:2016.
ISO 9001:2015, IATF 16949:2016.
Добавить отзыв о бренде ТИИР
Просмотр полной версии : Передние колодки: какие выбрать? – 5
ПРЕДЫДУЩАЯ http://www.lkforum.ru/showthread.php?t=63290
Мужики, подскажите, пожалуйста, колодки ТИИР-299 для 14 тормозных систем или на 13 тоже подойдут? Спасибо.
299 (http://www.autopiter.ru/goods/21920350108010/avtovaz/id107473121) улучшенные характеристики !!! Они противо-скрипными пластинами )))
https://g-a.d-cd.net/be44282s-960.jpg
Купился на ТИИР-295 и хвалебные отзывы о них.Новые диски запилили да и тормозов практически не было. Поставил неделю назад Hankook Frixa FPE-103 и появились достойные тормоза. Может ТИИР левые попались, а может это колодки такого качества?
Для первой калины тиир 299 с индексом 2192-***** подойдут? Или родные брать 1118-*** на 295 составе?
р444ву44, подойдут, у них размерность у всех одинаковая.
Я сегодня тормозную жидкость поменял, все прокачал, поставил летние колёса, выехал на площадку асфальтовую и попробовал тормознуть на юз, задние оба колеса идут в юз сразу же, перед нифига, попробовал второй раз, история такая же перед в юз не идёт. Что пора сменить РосДоты?
купил сегодня колодки через инет магазин ТИИР 299 (2192) цена 545 рублей, завтра поеду заберу. Свои РосДОТ евро 5000 в субботу будут утилизированы в коробку, на них еще ездить и ездить они в хорошем состоянии. Посмотрим как будут тормозить новые колодки.
А кто пробовал на асфальте тормозить в юз? Перед как вкопанный идет в юз или плывет? На грунтовке пробовал юзит как положено, на асфальте нет, или это настройка тормозов такая? Или колодки шляпа?
А вот и мыслью они и защищают )))
“Убогие”пластины-канадское изобретение,называются NU-LOR,в Россию поставляются впервые.Предназначены для холодного климата,для применения в Канаде,Норвегии,Швеции и Финляндии.Имеют сложную пятислойную структуру.От скрипа колодку не защищают,так как скрипит обычно не колодка,а другие элементы тормозной системы из за резонанса,например поворотный кулак(см.статью в Авторевю №1,2016г.где это подробно разяснено).Пластина сдвигает частотную магнитуду фрикционных автоколебаний колодки и предотвращает резонанс в других элементах тормоза.
Опечатка,пластины NU-LOK.Виноват,поэтому важная информация.Пластины на заводе устанавливают на колодку с возможностью свободного смещения,при первых торможениях они должны “самоустановится” в суппорте ,учтя его конкретные особенности.Пластины имеют клеевой слой,фиксирующий пластину на колодке после самоустановки.Поэтому при установке в суппорт пластину нужно отцентровать на колодке.Если этого не сделать,то неизвестно,будет ли эффект.Думаю,что АвтоВАЗ этого не делает,поэтому кому как повезёт.Кстати,пластины едут из Канады в Россию пароходом более 2 месяцев.Вот уж это точно” защита мыслью”.
Пластины имеют клеевой слой
Надо на своих глянуть, по-моему, нет там нифига.
Добавлено через 3 минуты
Перед как вкопанный идет в юз или плывет?
Думаю, смотря как(плавно и сильно жать или резко и сильно) тормозить и что за резина стоит, но, думаю, в юз должно идти(у меня без АБС).
Клеевого слоя нет на трехслойных плстинах,которые устанавливались до лета 2015г.Сейчас только пятислойные.
МАРАТ1983, где брал?
А вот и сама покупка, фоткал на телефон и сори за то что не перевернул фотки.
Да от перегрева если только, на себя часть тепла берут, а конкретно от скрипа сомневаюсь. И вообще колодки наши сделаны не аккуратно по например по сравнению с Hi-Q, заусенцы, и т.п., а стоят 610 руб. непосредственно в магазине, а если через инет оплатить получается чуть дешевле 545 рублей.
Добавлено через 3 минуты
МАРАТ1983, где брал?
http://www.navigator-63.ru/ вот тут брал.
В основном все у них и беру, заказываю через инет, а потом в самом магазине забираю, благо у нас в городе их 2. Да и когда колодки забирал полку присмотрел акустическую дерево, надо свою менять срочно.
Добавлено через 7 минут
МАРАТ1983,не ставил еще колодки ? как поставишь отпишись если не трудно какие ощущения от них как тормозят
Не ставил, погода у нас сегодня отвратительная, ветер сильный и дожди. Как поставлю отпишусь, только их еще прикатать надо будет, сразу не поймешь точно ничего на что они способны. Даже с финвалами на прошлой калине у меня тормоза все 4 в юз брали, а тут РосДОТ ЕВРО 5000 стоят (ТИИР) тоже не из дешевых, а эффекта этого нет.
Новый бренд появился vite, на ино хвалят на драйв2, например пишут HI-Q скрипели, а vite не скрипят и тормозят вполне нонмально.
Вот вазовские нашёл vbs469ps http://www.autopiter.ru/goods/vbs469ps/vite/id104505758
d.dmitry, читал на драйве да и ранее это слышал не раз что перед установкой торм. колодок стачивают немного края со всех сторон и типо того скрипа не будет. Кто так делал?
на днях такую операцию проводил с помощь болгарки и зачистного круга акуратненько снял бурт не удобно снимать внутреннею часть вроде ни чего не скрепит колодки тиир 295 круг болгарки на 125 удачи
d.dmitry, читал на драйве да и ранее это слышал не раз что перед установкой торм. колодок стачивают немного края со всех сторон и типо того скрипа не будет. Кто так делал?
Не делал так. Стачиванием краёв, уменьшим площадь колодки, так получается.
Есть колодки с пропилами, вроде от скрипа сделано. Но недавно родственник на 2107 поставил передние колодки Фенокс с пропилами, скрипят при каждой остановке с 3 кмч, тормозят колодки сильнее чем рос-дот(который не скрипел)(они были перед феноксом)
читал на драйве да и ранее это слышал не раз что перед установкой торм. колодок стачивают немного края со всех сторон и типо того скрипа не будет. Кто так делал?Всегда на новых колодках снимаю немного фаску, чтобы приработка к диску с выработкой была гораздо быстрее. На свист никак не влияет, т.е. свистят так же. 🙂
МАРАТ1983, на 99й лет 8 назад ставил росдоты, они тогда только появились, все блестело и тормозило. А сейчас кто угодно может китайскую дешовку за свое выдать и бабло пытаться косить..
Колодки оригинальные это однозначно были и тормозили не плохоДык сейчас понятие оригинала уже стало настолько размыто, что это как-бэ даже и не показатель того, чего ждёшь..
Какие то тормозные колодки уже купить проблематично, берешь вроде не дешевые изделия за 500-600 руб., а в итоге качество тоже самое что и за 250 руб.
Добавлено через 1 час 49 минут
А как притираете колодки и притираете ли вообще?
http://www.otto-zimmermann.de/ru/service/faq.html#Einfahrhinweise
https://www.drive2.ru/c/1989458/
Например после установки Росдотов не мало км. проехал в спокойном режиме нежно оттормаживаясь без каких либо усилий и нагревов, прям таки заботился о тормозах и не нагружал их. А как бы получше притереть и стоит ли так жалеть новые тормозные колодки или не менять стиль вождения и ездить как обычно? Или как в ссылках проделать такую операцию?
МАРАТ1983, Я притиркой считал первые 50км, осторожнее тормозил с запасом, пока колодки к диску нормально притрутся, для прилегания плотного.
На феродо красных, вообще сразу нормально сразу тормозило, не замечал периода притирки, так что на девятку и калину только их ставил.
Добавлено через 1 минуту
Притирка по ссылке с драйва, вообще какието танцы с бубном)))
До последнего стояли TRW – тормозили нормально, скрипа не было. Поменял тормозные диски с колодками – и то и то поставил TRW – колодки стали скрипеть. Видимо какой-то другой китай попался;)
Кстати пробовал Ferrodo – то же скрипели (и красные и зеленые)
А кто пробовал на асфальте тормозить в юз? Перед как вкопанный идет в юз или плывет? На грунтовке пробовал юзит как положено, на асфальте нет, или это настройка тормозов такая? Или колодки шляпа?
Передние тормозные диски 240 или 260 мм?
Это называется ПРИРАБОТКА-процесс изменения геометрии поверхностей трения.Сначала диск и колодка контактируют выступами поверхностей-площадь трения очень мала,эффективность торможения небольшая.В конце приработки поверхности колодки и диска соответствуют друг другу.Если диск гладкий,как “зеркало”,то площадь трения минимально возможная для данного узла(и эффективность тоже).Если диск с концентрическими волнами(“бороздами”),то площадь трения большая.
Добавлено через 17 минут
Какие то тормозные колодки уже купить проблематично, берешь вроде не дешевые изделия за 500-600 руб., а в итоге качество тоже самое что и за 250 руб.
Для резкого снижения времени приработки делается “термоудар”-рабочаю поверхность колодки нагревают до 750 градусов.Дешевым вариантом,частично заменяющим термоудар,является нанесение на рабочую поверхность колодки полимерного слоя(например Cotec у колодок TRW).Категорически нельзя делать термоудар торможением автомобиля.Если температура будет недостаточной,то никакого толку,а если нужной,то “поведет”диск,закипит тормозная жидкость,испарится или загорится смазка суппорта и т.д.Термоудар должен делать изготовитель колодок.
Добавлено через 9 минут
До последнего стояли TRW – тормозили нормально, скрипа не было. Поменял тормозные диски с колодками – и то и то поставил TRW – колодки стали скрипеть. Видимо какой-то другой китай попался;)
Известно,что обычно скрипят не колодки,а другие элементы,например тормозной кулак(смотри Авторевю №1 2016г)из за резонанса.Ваш слуай это подтверждает.Колодки и диски лучше ставить” оригинальные”,то есть одбренные АВТОВазом.Колодки TRW,АТЕ и др.для лад не оригинальные.
Обычные родные диски на которые не воткнуть колеса на 13, наверное 260 мм.
Приобрел колодки ТИИР-299,но смучает маркировка 2192-3501080-19, в теме была информация про 2192-3501090-10 ,колодки в коробке лада-имидж и в коробке ещё была инструкция,но на ТИИР-295(фото прилагаю).Оригинал ли?
шурин, сейчас посмотрел, мои 2192-3501090-10, нет ладьи и значка стандарта, колодки 2014 года.
Уже второй комплект fpe 103. Тормозит хорошо, не скрипят никогда, торможение плавное и легко дозируемое. Диск блестит как зеркальный и очень гладкий. Лучше колодок не найти для обычной езды. Не пылят. До этого стояли тиир 240. Худе колодок нет на свете.
ТИИРЫ сам никогда не любил, диски жрали они раньше не хило, надеюсь 299 изменят мое отношение к данной марке.
МАРАТ1983 ,ждем твоего отчета по колодкам очень уж интересно
James May,что же получается Тиир 299 полная ерунда ?и тормозить не будут и диск поджирать ?
Не могу сказать ничего о ТИИР 299, но вот ТИИР 240 – га..но, а не колодки. Поставь ты хенкук и забудь про ТИИРы, фередо, ате и прочую шелуху из чайна каунтри. Я могу с уверенностью заявить, что хенкуки fpe103 одни из лучших среди эконом класса колодок.
Добавлено через 6 минут
и тормозить не будут и диск поджирать ?
У меня колодки ТИИР-240 за 20 тысяч сточились на миллиметр, а диск был как борозды на картофельном поле. Тормозили просто ужасно, педаль проваливалась будто, и упиралась в конце, торможение не четкое, плохое. В пробке я единственный скрипел, аж люди оборачивались. Пылища было ужас, помыл машину – через день все диски чернющие. ХЗ почему так было, потому что износ колодок – 0.
На 20 тысячах примерно поставил fpe103, особо надежд не возлагал, но как только выехал – торможу, супер! Мягкие плавные тормоза, усилие на педали отменное, тормозит машина очень неплохо, я доволен. Скрипа нет совсем, диск отполировался до зеркального блеска. На 50 тысячах заменил еще раз на те же колодки. Износ на старых 50-60%. Мне нравится. Цена очень адекватная, первые брал за 350 где то, второе за 500.
Добавлено через 1 минуту
А брать или нет 299 твой выбор. Лично после 240 заводских, я как о производителе ТИИР забыл и вспоминать не хочу.
Вот такие колодки FRIXA FPE103 я покупал всегда.
В коробке кстати лежат ТИИР 240 с износом после 20 тысяч км.
колодки ТИИР-240
Уж сколько раз писали: из ТИИРов норм колодки от 295 и выше(299). Сам 260е купил, поездил несколько дней и снял, ни фига не тормозят. Сейчас 295е докатываю, потом 299 поставлю, лежат купленные давно. На 295х только пару раз всего скрипнуло и тишина, тормоза норм. Хотите ТИИР, берите минимум 295.
Фесс67, а зачем брать ТИИР, когда есть комплект недорогих колодок которые 100% не скрипят и тормозят отменно, при этом такие бонусы как бережливость к дискам?:)
Добавлено через 1 минуту
Я никого не агитирую, просто я привык использовать качественные комплектующие, начиная от масла и колодок, заканчивая свечами и покрышками:)
Я же писал что поставил, проехал 20 км наверное всего, работал времени не было, тормоза были слабые поначалу, вроде появляются сейчас, отпишусь позже.
из ТИИРов норм колодки от 295 и выше(299)Только хрен их где найдёшь, окромя “европейских” городов России. :)))
А за эти же деньги у нас, например, проще купить ту же фриксу или АТЕ. Видимо не нужен наш рынок отечественным производителям.
зачем брать ТИИР, когда есть комплект недорогих колодок которые 100% не скрипят и тормозят отменно
Тоже самое про ТИИРы могу сказать.
Спорить можно долго, кому что нравится. Я брал 295е за 250 рублей, Фрикса 103я 650 тогда стоила. Сейчас при равной цене и по наличию я б может тоже Фриксу попробовал.
Ты против ТИИР из-за 240х, которые, наверняка, =260, и те и те г. колодки.
Только хрен их где найдёшь, окромя “европейских” городов России. ))
Так а форум на что? Пиши, пришлём!
Сейчас прокатился на машине, прикатывал колодки, ощущения уже получше, диск очищается от прошлых колодок, как писал ранее прежние росдоты намазали как будто пластилин на тормозной диск (пятна темного цвета как от смазки лыжной).
МАРАТ1983, завтра сфоткаю свой диск если получится, отражение увидишь:)
Тоже поменял на выходных колодки, поставил ТИИР-299. Предыдущие Феродо Премьер попортили диски, сточили волнами. Пока проехал мало, но с каждым торможением цепкость колодок повышается. Заодно провел ревизию тормозным цилиндрам – заменил пыльники и смазал МС-1600 сами поршни и направляющие.
Как и обещал фото моих тормозных дисков. Фоткал вечером и плохо видно, но диски зеркальные абсолютно. Попробую в солнечный день как нибудь сфотографировать. На ощупь диски очень гладкие, без каких либо бороздок:)
http://cs631226.vk.me/v631226167/26bde/42FEDdaoG4s.jpg
диски давно меняли??
Родные, пробег 58.
Вот каталог ТИИР в файле doc, если кому интересно
tiir.ru›upload/Kat_120814.doc
Как и обещал фото моих тормозных дисков
Аналогично на данном типе колодок !
У меня не хуже выглядят т.к. РосДОТЫ оказались мягкими, диск не портили, позже тоже фоткану. Пробег 44 тыс. км.
“Борозды” на диске не свидетельствуют,что он испорчен.Часто при равном пробеге оказывается,что “зеркальный”диск тоньше,чем диск с “бороздами”в месте углубления.А вот площадь трения у “зеркального”диска намного меньше,чем у волнистого.Соответственно меньше и эффективность торможения(см.пост 37).Цель-эффективное торможение,а не красота диска.
Это идеальное притягивание за уши, имхо.
Если появились борозды, то это свидетельствует только о том, что колодки имеют неоднородную структуру по жесткости. Таким колодкам и увеличенная площадь не помощник, т.к. коэффициент трения явно разный в разных местах. Им дорога в мусорку.
Не считаю себя столь великим знатоком,чтобы давать категорические суждения.То что я сообщил,написано в книге под названием “Основы расчетов на трение и износ”стр.342-349,изданной в 1977году.Явление называется”образование рельефа равновесной шероховатости”,и ни от”структуры по жесткости”,ни от”разных в разных местах коэффициентах “не зависит.Возможно,что Вы знаете больше,поэтому благодарен за информацию.
Моя имха была с точки зрения своей практики и логики на базе знаний и практики.
Ну так как вам мои диски, кто скажет?:)
Если фото вчерашнее,то диски волнистые,просто волны большой длины и малой амплитуды.Значит поверхность трения не минимальная,как и эффективность торможения.Но могут быть и малая длина с большой амплитудой,это не обязательно плохо.
трибол, вот именно, что волн нет, на палец так диски очень гладкие. Шероховатости Ra 0.63 там все равно не добиться.
Не считаю себя столь великим знатоком,чтобы давать категорические суждения.То что я сообщил,написано в книге под названием “Основы расчетов на трение и износ”стр.342-349,изданной в 1977году.Явление называется”образование рельефа равновесной шероховатости”,и ни от”структуры по жесткости”,ни от”разных в разных местах коэффициентах “не зависит.Возможно,что Вы знаете больше,поэтому благодарен за информацию.
Теперь сделайте вывод из описанного в книге – какие колодки лучше?
1. Те, которые изначально ровные диски (“начальная шероховатость”) выгрызают неравномерные продольные борозды на диске (это вряд ли равновесная шероховатость).
2. Те, которые приходят к более равномерной равновесной шероховатости, причём гораздо быстрее, чем колодки в 1 случае выгрызают канавки постоянной величины(это ведь важно при равновесной шероховатости?).
Мне думается что 2, т.к. в случае 1 больше похоже на случай, описанный на указанных станицах, когда при разной температуре трения происходит неравномерное разрушение поверхностного слоя колодок, т.е. это уже больше относится к их качеству.
Мне думается что 2, т.к. в случае 1 больше похоже на случай, описанный на указанных станицах, когда при разной температуре трения происходит неравномерное разрушение поверхностного слоя колодок, т.е. это уже больше относится к их качеству.
Наверное,Вы правы,и более гладкие диски предпочтительнее.Хотя мне не очень ясно почему,так как у меня один раз диски быстро стерлись до минимальной толщины,оставаясь все время зеркальными,а другие при близком пробеге все в бороздах,но по толщине в самой глубокой борозде им ещё ходить и ходить.Хотя я конечно сторонник зеркальных дисков,так как считаю,что в машине ВСЁ должно быть красиво,ведь живём мы(а значит и ездим) один раз.
Наверное,Вы правы,и более гладкие диски предпочтительнее.Хотя мне не очень ясно почему,так как у меня один раз диски быстро стерлись до минимальной толщины,оставаясь все время зеркальными,а другие при близком пробеге все в бороздах,но по толщине в самой глубокой борозде им ещё ходить и ходить.Хотя я конечно сторонник зеркальных дисков,так как считаю,что в машине ВСЁ должно быть красиво,ведь живём мы(а значит и ездим) один раз.
Тут уже больше претензии к качеству самого диска.
У меня была 21099 1977гв. Продал её в 2013 году с пробегом минимум 200тыс.км. с родными дисками! у которых износ был меньше, чем у соседа по гаражу на к1 с пробегом 40тыс.км. А уж то, что колодки на 99ю ставились любые, какие продавались в ближайшем магазине и объяснять не стоит думаю. 🙂
Вообще то 200 тысяч для дисков цифра фантастическая(по моему опыту).Но видимо чудеса бывают.
Уверен ?Нет!!! :))) ОписАлся, конечно! 1997гв! 1977гв это я! :)) Сорри.
Мне кажется зависит от водителя, брат на калине 1 поменял на 55 тысяч тормозные диски.
Парни, расскажу такую вешь, раз я начал рассказывать о калине брата. Вот купил он ее в комплектации стандарт в 2012г. Пару раз я тоже сидел за ее рулем, когда она была свежая. Так вот с завода тормоза хватали очень бодро, как на иномарках, т.е. легкое усилие и авто уже притормаживает, а конкретно так останавливается. НА данный момент пробег у него под 70тыс и после 3 замены колодок и замены тормозных дисков это явление пропало.
Купил я себе в мае 2015г калину хетч 2 без АБС, колодки смотрел ТИИР-295 стоят. И меня хватает слабее, чем у него было. Т.е. нажимаешь на педаль тормоза и авто “притормаживает”.
ТАК и должно быть или что-то настроено не так.
ПЫСЫ На днях буду менять ТИИР-295 на TRW GDB496M.
ПЫСЫ На днях буду менять ТИИР-295 на TRW GDB496M.
ТИИР 295 менее эффективные,чем ТИИР 299.Значит у Вас и задние не ТИИР 444.А TRW по данным Авторевю хорошие колодки.
biface, trw колодки хорошие, но не все. Gdb469m ставить не рекомендую, будут пищать – проверено. Ставить можно либо gdb469 (без М, и стоят в 2 раза дороже ), либо gdb1446 (сам такие катаю уже 20 тыс – тихо, тормозят, доволен).
Поставил колодки LGR – написано Германия, но сомнительно, скорее Китай. Сделаны очень аккуратно, даже красиво. Противоскрипные пластины стоят.
По опыту первой недели – скрипа нет вообще. Тормозят нормально для новых – притрутся, наверное будут лучше.
Я ТИИР заводские выкинул сразу и ездил на красных Феродо. Но на последнюю замену настоящих не нашел – в продаже один контрафакт.
Джокер на калине
Ставлю Allied Nippon, про то что колодки могут скрипеть забыл -как сменил заводские
Джокер на калине,
Стоят на седанчике, скрип при первом торможении, дальше тихо.
Марат, ну как тебе 299?
С каждым разом торможение лучше, пока что не скрипят, езжу в обычном режиме, гоняю не жалея, так скажем не щадя как я делал это всегда при установке новых колодок.
Что то не могу найти ни одного теста колодок. Раньше были.
Александр универсал, кризис – не хотят спонсоры оплачивать тесты “правильных” колодок ))
И верить этим тестам тоже сомнительно.
Добавлено через 1 минуту
Я никого не агитирую, просто я привык использовать качественные комплектующие, начиная от масла и колодок, заканчивая свечами и покрышками:)
Фесс67, а зачем брать ТИИР, когда есть комплект недорогих колодок которые 100% не скрипят и тормозят отменно, при этом такие бонусы как бережливость к дискам?
Стою перед выбором передних тормозных колодок.
James May, о каких колодках вы говорите?
Старожилы, подскажите юному калиноводу какие купить передние тормозные колодки и в каких интернет-магазинах.
kruzhkovn, колодки Hankook Frixa. Артикул для заказа в любых интернет магазинах “FPE103”.
Дешевле всего по ценам на емекс и автодок. Быстрее всего на екзисте.
Добавлено через 2 минуты
Можешь смело заказывать их. Т.к. отзывы по ним хорошие, я уже второй комплект поставил, качество хорошее и стабильное. А судя по форуму многие другие колодки, особенно российского производства – качеством и стабильностью не блещут.
James May, пасибо за оперативный ответ!
kruzhkovn, да пожалуйста)
Тормоза — основа активной безопасности! Эту прописную истину хорошо бы выжечь каленым железом тормозных дисков на всех вывесках магазинов запчастей. Но как нам, покупателям, отличить хорошие, надежные тормозные колодки от плохих и опасных?
Мы приобрели десять комплектов передних колодок для Лады Калины — и отправились в Тольятти проверять тормоза на стенде. А затем лучший и худший комплекты протестировали на Дмитровском полигоне на редакционной Калине по методике Porsche: 25 торможений подряд со 140 км/ч до полной остановки!
Следовать универсальному совету брать «оригинал» и не мучиться сложнее всего владельцам именно отечественных автомобилей. Как мы ни старались, а в течение нескольких недель так и не нашли в Москве ярославских колодок ТИИР-299, что сейчас ставят на конвейере в Тольятти, — ни в специализированных магазинах, ни у официальных дилеров АвтоВАЗа!
На официальной СТО нам смогли предложить только комплект ТИИР-295 со странной для «гражданских» изделий маркировкой Lada Sport — именно эти колодки мы и взяли за 410 рублей. А «конвейерный» комплект ТИИР-299 мы одолжили у вазовцев и допустили вне зачета — купить такой в столице все равно невозможно.
В качестве недорогой альтернативы (от 323 до 377 рублей за комплект) мы выбрали изделия известных в России марок ЕЗАТИ, Начало и Трансмастер. Пул зарубежных колодок средней ценовой категории (520—640 рублей) составили популярные у нас немецкие Finwhale, японские Allied Nippon и колодки, произведенные в Южной Корее под британской маркой Goodwill. А из числа «элитных» марок мы взяли распространенные Ferodo (бренд корпорации Federal-Mogul), Lucas (принадлежит концерну TRW) и ATE (Continental). Вазовские специалисты признали во всех образцах фирменную продукцию — подделок, к счастью, не обнаружили.
Смонтированный в Тольятти современный немецкий динамометрический стенд Schenck — это система сменных маховиков, подбирая инерцию которых, можно имитировать торможение любой легковушки массой до 3,5 тонны. Для нас выставили момент инерции 45,5 кг·м², что соответствовало торможению груженой Калины массой 1585 кг. Мы выбрали Калину в том числе потому, что ее тормозные механизмы самые массовые в России: их ставят еще и на Гранту, а с небольшой поправкой на конструкцию и материал диска результаты, по словам вазовцев, можно экстраполировать на все производные «восьмерки», от Самары до Приоры. Мы, кстати, использовали вентилируемые диски Автореал — их поставляют на конвейер в Тольятти из Миасса, — причем во имя корректности для испытаний каждого комплекта колодок ставили и новые диски.
Гидросистема динамометрического стенда фирмы Schenck, на котором мы проводили испытания по методике АК-Master, способна подавать жидкость в испытываемый тормоз под давлением до 190 бар — это вдвое выше, чем при экстренном торможении!
Главной характеристикой при стендовых испытаниях тормозов является µ (мю), коэффициент трения пары «диск—колодка». Чем он больше, тем интенсивнее автомобиль замедляется при одинаковом усилии на педали тормоза. Разумеется, покуда не блокируются колеса и не срабатывает АБС.
Из числа индустриальных методик для стендовой проверки тормозов мы выбрали самую распространенную и универсальную — AK-Master: именно ее используют на ВАЗе после перехода под крыло альянса Renault-Nissan. Это комплексный тест, где проверяются как «холодные» (при начальной температуре колодок и диска 100°С и менее), так и «горячие» (450°С и более) свойства колодок.
Начинается все с притирки: 62 не слишком интенсивных торможения с 80 до 30 км/ч при давлении тормозной жидкости 30 бар. Тормоза при этом, как правило, не разогреваются выше 200°С — спекания или выгорания связующих компонентов в материале колодок во время притирки не происходит.
Затем — шесть контрольных торможений при начальных 100°С в том же режиме, а замеренный коэффициент трения усредняется. Это имитация обычного «служебного» торможения — и уже здесь начался разброс! Если колодки Finwhale, Lucas/TRW, ТИИР-299 и ТИИР-295, обладающие коэффициентом трения выше 0,4, порадуют спокойных водителей мягким и «цепким» торможением, то ЕЗАТИ, Allied Nippon и Ferodo с наименьшим µ=0,35 озадачат непривычно высоким усилием на педали.
Колодки ТИИР-299. На этих графиках вы видите первый из двух нагревных циклов из 15 торможений со 100 до 5 км/ч с замедлением 0,4 g для двух комплектов колодок: худших марки Начало (справа) и одних из лучших — конвейерных ТИИР-299 (слева). Красные графики — это температура в начале и конце каждого из торможений. Но показательно не это, а синие кривые коэффициента трения, которые коррелируют с черным графиком давления в гидроприводе тормоза (оно прямо пропорционально усилию на педали тормоза в реальном автомобиле). У колодок Начало коэффициент трения с нагревом быстро, уже на шестом торможении, упал до минимума, а стойкие колодки ТИИР-299 держались до десятого — и лишь потом характеристика плавно пошла вниз. Но даже к пятнадцатому торможению коэффициент трения оставался в полтора раза выше, чем у плохих колодок! Помимо прочего, это означает, что для срабатывания АБС не придется давить на педаль что есть мочи
Колодки Начало. На этих графиках вы видите первый из двух нагревных циклов из 15 торможений со 100 до 5 км/ч с замедлением 0,4 g для двух комплектов колодок: худших марки Начало (справа) и одних из лучших — конвейерных ТИИР-299 (слева). Красные графики — это температура в начале и конце каждого из торможений. Но показательно не это, а синие кривые коэффициента трения, которые коррелируют с черным графиком давления в гидроприводе тормоза (оно прямо пропорционально усилию на педали тормоза в реальном автомобиле). У колодок Начало коэффициент трения с нагревом быстро, уже на шестом торможении, упал до минимума, а стойкие колодки ТИИР-299 держались до десятого — и лишь потом характеристика плавно пошла вниз. Но даже к пятнадцатому торможению коэффициент трения оставался в полтора раза выше, чем у плохих колодок! Помимо прочего, это означает, что для срабатывания АБС не придется давить на педаль что есть мочи
Далее следует так называемая проверка чувствительности к давлению — имитация темпераментной езды: серия из сорока коротких «осаживаний» на 30 км/ч, а скорость начала торможения последовательно увеличивается с 80 км/ч вплоть до максимальной (в нашем случае это 183 км/ч). Давление в гидроприводе тормозов также повышается ступенчато — до 80 бар, это даже чуть выше порога срабатывания АБС на сухом асфальте (70—75 бар). Температура колодок к концу этого цикла поднимается до 300—350°С. Расклад здесь сохранился, а разница возросла. Лучший комплект, внезачетный ТИИР-299 с µ=0,49, тормозит вдвое эффективнее, чем колодки Ferodo (µ=0,20) и Allied Nippon (µ=0,23).
Но еще важнее, как после «прожарки» изменится базовая характеристика. Почему? Любая фрикционная накладка — это полимерная композиция из двух с лишним десятков элементов. А полимеры начинают разлагаться при температуре более 250°С. Если при этом фрикционный материал, например, даст значительную усадку, то накладка попросту отслоится от металлической основы, что грозит аварией. То есть чем выше термостойкость полимера, тем лучше!
Сильнее всего базовая характеристика «поплыла» у колодок Трансмастер, Начало, Goodwill, Ferodo и Finwhale, что говорит об использовании недорогих составов, плохо переносящих нагрев.
Самый нелюбимый вазовцами этап испытаний — «холодное торможение после ночной стоянки». На стенде его моделируют так: механизмам дают остыть до 50°С и замер коэффициента трения делают на примере единственного плавного замедления (давление 30 бар) с 40 до 5 км/ч. Только Lucas/TRW оказался готов к работе, а остальные колодки словно продолжали спать! Причем неприятнее всего ощущения будут с комплектами ТИИР и Finwhale: тепленькие они тормозят отменно, а после стоянки озадачат низкой эффективностью и высоким усилием на педали.
Поверхностный слой в пару миллиметров у этой колодки в ходе циклов нагрева до 650°С «пропекся» и стал светлее. Как только он сотрется в спокойных условиях эксплуатации, коэффициент трения вернется к первоначальным значениям
Сами вазовцы знают об этом недостатке. И в подтверждение рассказывают, что раньше, когда на Дмитровском полигоне хотели «завалить» контрольные испытания Лады с колодками ТИИР, на динамометрическую дорогу непременно приезжали рано утром, стараясь по дороге не прикасаться к педали тормоза. И сразу — на замер.
Предусматривает методика AK-Master и движение по автомагистрали: два торможения с замедлением 0,6 g, одно со 100 до 5 км/ч, а второе со 165 до 92 км/ч. Увы, «экзамен автобаном» прошли успешно только оба комплекта ТИИР и колодки Lukas/TRW, а остальные в конце демонстрировали коэффициент трения ниже минимально допустимых 0,27.
А самая жесткая проверка на стенде — два «горячих» цикла по 15 торможений со 100 до 5 км/ч с замедлением 0,4 g, к концу которых диск и колодки раскаляются до 550—600°С. А в промежутке между ними — торможения различной интенсивности при начальной температуре механизмов 500°С.
Вы ездите аккуратно и думаете, что такая ситуация нереальна? Но даже осторожный водитель может столкнуться с подобным, спускаясь в летнюю жару по горному серпантину на груженой машине (в отпуск ведь мало кто ездит налегке). Колодки Начало, ЕЗАТИ, Трансмастер, Finwhale, Ferodo, Goodwill и Allied Nippon нагрев не держат — будьте готовы к тому, что на горной дороге придется жать на педаль тормоза изо всех сил. Причем хуже всех проявили себя колодки Начало: полимерное связующее фрикционных накладок плавится в буквальном смысле слова и намазывается на диск! А вот колодки АТЕ необходимо прокаливать: первый «горячий» цикл они отработали неважно, зато потом подняли коэффициент трения до уровня лидеров, колодок ТИИР и Lucas/TRW.
Помимо стандартного набора измерительной аппаратуры при испытаниях из 25 торможений подряд по методике Porsche мы пользуемся аналоговым «градусником» (показан стрелкой), моментально реагирующим на уровень замедления, — с его помощью дяде Ване Шадричеву проще, чем с цифровым измерителем, поддерживать требуемый уровень замедления в 0,6 g
Наша проверка на реальном автомобиле по циклу Porsche (замедление еще выше, 0,6 g вместо 0,4 g, начальная скорость больше, 140 вместо 100 км/ч, а торможений 25 вместо 15) только подтвердила результаты стендовых испытаний. «Тормозить удобнее, замедление нарастает быстрее, колодки как бы «липнут» к дискам, и нет значительного увеличения усилия на педали по мере нагрева», — так охарактеризовал Lucas/TRW наш дядя Ваня Шадричев. А вот колодки Начало его напугали: чтобы при контрольном торможении в конце цикла сработала АБС, ему приходилось давить на педаль с запредельным усилием в 870 Н! Сравните это с теми 500 Н, что требовались при использовании колодок Lucas/TRW.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан